Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Московской области
Старая версия сайта
История финансового контроля

Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 1656 год, когда в царствование Алексея Михайловича 10 марта (23 марта по новому стилю) был учреждён Счетный приказ или Приказ счетных дел. Первоначально перед Приказом ставилась сравнительно узкая задача – проверить раздачу полкового жалованья во время войны с Польшей (1653-1654 годы), а затем провести ревизию деятельности Приказа Большой казны за 50 лет.

Реформами Петра I при Правительствующем Сенате создана Ближняя Канцелярия (до 1719 года), Ревизион-коллегия (с 1720 года). С целью исключения дублирования, объединения и упорядочения отчетно-ревизионного дела статус Ревизион-коллегии был повышен, и 12 января 1722 года она была реорганизована в Ревизион-контору, в том же году ей была дана Инструкция, устанавливающая её права и обязанности, а также определяющая общее устройство контроля в России. Ревизион-контора заведовала счетами доходов и расходов государства, в её ведение входил и суд над лицами, изобличёнными в злоупотреблениях в деле собирания доходов и использования государственных средств.

Александр I высочайшими манифестами 1810-1811 годов разделяет управление государственными доходами и расходами на 3 части и вверяет их министру финансов, государственному казначею и государственному контролеру, который имел право непосредственного доклада императору.

Первым государственным контролером в истории России 28 января 1811 года назначен барон Бальтазар Кампенгаузен, возглавивший главное управление ревизии государственных счетов. Государственный контролер обладал полномочиями министра и осуществлял высшее наблюдение за проверкой счетов по всем гражданским и военным департаментам. Информировал Государственный совет о своих заключениях по всем сметам, представляемым другими министерствами.

При Николае I государственный контролер Алексей Хитрово в 1836 году разрабатывает проверки и инструкции о проведении ревизии, устанавливаются правила отчетности для министерства.

1863-1871 годы вошли в историю государственного финан-сового контроля реформаторской деятельностью государственного контролера Валериана Татаринова. Предложенные им «коренные начала» преобразования государственной отчётности, в том числе введение предварительного контроля, сыграли ключевую роль в дальнейшем укреплении системы государственного финансового контроля России. Бюджет 1863 года впервые представлял собой роспись доходов и расходов, в 1868 году начинают публиковаться годовые отчеты контрольного ведомства по исполнению бюджета.

28 апреля 1892 года при Александре III принят первый закон о государственном контроле, в том числе определена обязанность государственного контроля предоставлять заключение о выгодности или невыгодности хозяйственных операций. Государственному контролеру подчинялись все центральные и местные учреждения контроля, он утверждал ревизионные инструкции, подбирал кандидатов для замещения высших должностей, назначал и увольнял руководящий ревизорский и контролерский состав ведомства.

На рубеже XIX-XX веков велись поиски наиболее эффективных форм финансового контроля применительно к условиям России и с учетом начинавшегося разделения власти на законодательную и исполнительную. Однако мировая война и последовавшие за ней революции остановили этот процесс.

Но уже 5 декабря 1917 года декретами революционной власти созданы Народный комиссариат государственного контроля для осуществления проверки хозяйственной деятельности госучреждений и Коллегия государственного контроля.

В советский период структура системы государственного финансового контроля многократно менялась (Наркомат Рабоче- крестьянской инспекции (РКИ, Рабкрин), Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б), Комиссия советского контроля при Совете Народных Комиссаров СССР, наконец деятельность образованного в 1965 году Комитета народного контроля СССР, просуществовавшего до 26 декабря 1990 года с широким кругом полномочий; деятельность Контрольной палаты СССР в мае - декабре 1991 года, впервые законодательно определенной высшим органом финансово-экономического контроля в стране). Однако реорганизация учреждений системы государственного финансового контроля, преобразования не изменяли сути этих учреждений: они всегда оставались атрибутом централизованной экономики и однопартийной системы.

Изменение принципов государственного управления, новая экономическая ситуация потребовали изменения системы государственного контроля.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 18 ноября 1994 года приняла Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Закон был одобрен Советом Федерации 7 декабря того же года, 11 января 1995 года подписан Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 14 января 1995 года.

В апреле 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
14-03-2017 14:37