Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Московской области
Старая версия сайта

Контрольно-счетной палатой Московской области (далее – КСП Московской области) завершено контрольное мероприятие «Аудит расходования бюджетных средств на реализацию федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2014-2016 годах» (с предложениями по совершенствованию осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, с элементами аудита в сфере закупок) (с оценкой рисков возникновения коррупционных проявлений в ходе использования указанных средств; с проверкой фактов, изложенных в жалобах жителей Московской области).

Мероприятие проведено в Главном управлении записи актов гражданского состояния Московской области (далее – Главное управление) и его 7 территориальных управлениях (отделах).

Объем проверенных средств составил 2 472,0 млн. рублей, в том числе: федеральные средства – 818,3 млн. рублей, бюджета Московской области – 1 653,7 млн. рублей; выявлено нарушений на общую сумму 38,1 млн. рублей.

На территории Московской области регистрация актов гражданского состояния осуществляется 106 органами ЗАГС, в составе которых создано 59 удаленных рабочих мест (далее – УРМ ЗАГС): 49 на базе родильных домов и перинатальных центров, 10 – на объектах культурного наследия.

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются (далее – переданные полномочия) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В ходе аудита установлено, что объем выделяемых федеральных средств по сравнению с 2014 годом ежегодно уменьшается и увеличивается нагрузка на областной бюджет. Несмотря на то, что реализация переданных полномочий должна осуществляться за счет федеральных средств, в 2016 году расходы бюджета Московской области более чем в два раза превысили выделяемые федеральные средства.

При этом Главным управлением расходование федеральных средств в полном объеме не обеспечивается, за 3 года возвращено в федеральный бюджет 20,5 млн. рублей, что привело к избыточным расходам средств бюджета области и к уменьшению размера федеральной субвенции на последующие финансовые годы.

Выявлено, что в государственные программы Московской области «Социальная защита населения Московской области на 2014-2018 годы» и «Социальная защита населения Московской области на 2017-2021 годы» включены не все целевые показатели, предусмотренные в данной сфере в соответствующих федеральных государственных программах и иных федеральных нормативных правовых актах.

Установлены нарушения требований Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Аудитом выявлено, что в нарушение установленного порядка услуги органов ЗАГС должны предоставлять 66 МФЦ, фактически оказывали их только 48.

При этом, сотрудники органов ЗАГС осуществляют консультирование заявителей о возможности получения ими в МФЦ комплексной услуги «Рождение ребенка», которое может осуществляться только сотрудниками МФЦ и органами, которые ее оказывают.

Проверкой установлено, что функционировали УРМ ЗАГС, создание которых областными нормативными правовыми актами не закреплено. Кроме того, при размещении УРМ ЗАГС имелись нарушения порядка управления и распоряжения областной собственностью.

Установлено, что порядок и условия государственной регистрации брака в торжественной обстановке, нормативные затраты на обеспечение функций Главного управления и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг Главным управлением не принимались, что привело к закупкам товаров, имеющих избыточные потребительские свойства.

Перечень расходов, связанных с выполнением федеральных полномочий, в том числе на приобретение подарочной и сувенирной продукции, а также предметов интерьера, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств, утвержденный Распоряжением Главного управления, не является исчерпывающим и может привести к неэффективным расходам бюджетных средств. Кроме того, Положением о Главном управлении его право на утверждение данного перечня не закреплено.

Главным управлением не соблюдался порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы подведомственного казенного учреждения, также выявлены нарушения в части полноты, достоверности и своевременности предоставления отчетности.

При проведении проверки порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлено, что данные полномочия Главным управлением не осуществлялись.

Выявлено, что Главным управлением произведена оплата невыполненных работ при ремонте помещений; за ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам не начислен и не востребован фиксированный штраф.

По итогам аудита в Главное управление направлено пять предписаний о возмещении ущерба бюджету Московской области и одно представление КСП Московской области с требованиями устранить выявленные нарушения.

Информация по выявленным фактам нарушений направлена в соответствующие надзорные органы.

Результаты аудита рассмотрены на Комитете по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы и на заседании Общественного совета при Министерстве экономики и финансов Московской области.